Публікації. Ринок фурнітури. Ожидает ли оконный рынок дефицит фурнитуры?

Ожидает ли оконный рынок дефицит фурнитуры?

07.09.2009
По материалам сайта fasadinfo.com
Дефицит и просроченные поставки фурнитуры (либо в комплексе, либо по отдельности) прогнозируют практически все операторы. Правда, одни, в частности Антонина Криницкая, менеджер по продажам компании “Современный дизайн” (г. Киев; продажа оконной, дверной, мебельной фурнитуры; с 2005 г.; 11 чел.), полагают, что рынок столкнется с дефицитом; другие, в частности Игорь Павловский, коммерческий директор компании “Фаубеха” (г. Киев; продажа комплектующих для производства окон и дверей; с 1993 г.), предрекают лишь увеличение сроков поставки продукции.

“В связи с кризисом большинство производителей фурнитуры, в том числе зарубежных, сократили объемы выпуска продукции и уменьшили складские запасы. А между тем в июле-августе этого года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего, реализация фурнитуры в Германии, Польше и России увеличилась на 20-30%. Видимо, за время кризиса сформировался отложенный спрос, который производители поспешат удовлетворить, что, безусловно, отразится на поставках фурнитуры в Украину. То есть увеличатся сроки поставки продукции”, — разъясняет г-н Павловский.



Впрочем, такие предпосылки с легкостью вызовут и дефицит товаров…

Предпочтения

Говоря об украинском рынке, операторы уверяют, что, несмотря на отложенный спрос на фурнитуру, по итогам текущего года объем рынка останется на уровне 2009 г.

Причем в этом году покупатели в основном приобретают фурнитуру для окон и дверей, которые устанавливают в ходе замены окон и дверей в домах сравнительно старой постройки. Предпосылок роста продаж фурнитуры для новостроек операторы не видят.

Кроме того, по-прежнему востребована фурнитура нижнего ценового сегмента. По прогнозам операторов, доля недорогой турецкой, китайской и польской фурнитуры вырастет к концу года еще на 5 п.п. (в денежном выражении), при этом доля среднеценового сегмента сократится на 3 п.п., а верхнего — на 2 п.п.

Причем, уверены операторы, на фурнитуре, которая влияет на функциональные возможности окон и дверей (замки, направляющие и т.п.), покупатели не станут экономить, а вот “красивости”, например, дверные ручки, предпочтут подешевле.

Прогноз динамики цен на оконную фурнитуру

“До кризиса поставщики металла с производителями фурнитуры заключали договоры на поставку своей продукции, как правило, сроком на 1 год. В этом году цены пересматриваются каждые три месяца”, — рассказывает Игорь Павловский.

И если в начале 2010 г. поставщики металла шли на уступки и снижали цены, то с июля цены начали расти, и, по прогнозам операторов, в сентябре-октябре фурнитура может подорожать на 5-10% (в гривне). К тому же, как было отмечено, на мировом рынке увеличился спрос на фурнитуру, что, в свою очередь, будет стимулировать рост цен на нее в Украине.

Прежде всего, подорожает продукция европейских производителей. Правда, не все согласны с этим мнением. “Металл дорожает везде, как результат, растут цены не только на европейскую, но и на турецкую, китайскую продукцию”, — уверена г-жа Криницкая.

Интересно, что повышение цен на фурнитуру, как уверяют операторы, не отразится на покупательной активности. “Спрос на фурнитуру остается низким, но те, кому нужен, например, замок, купят его, даже если замки подорожают на 10-15%.

Хочешь, не хочешь, а без ручек, замков и т.п. эксплуатировать двери и окна невозможно”, — уверяет Алексей Данилков, менеджер компании “Интерлок” (г. Киев; импорт и продажа дверной фурнитуры; с 1999 г.).

Реализация

Что же касается структуры реализации по каналам сбыта, то, по мнению некоторых операторов, сокращаются объемы реализации фурнитуры оптовым покупателям (крупным производителям окон и дверей, строительным организациям и пр.).



По их оценкам, к концу года доля оптовиков уменьшится с 30% до 25%, а вот розничных покупателей (т.е. конечного потребителя) — увеличится с 70% до 75%. По словам Антонины Криницкой, это объясняется отчасти тем, что “некоторые оптовики предпочитают самостоятельно импортировать фурнитуру, а не покупать ее у специализированных компаний”.

Впрочем, некоторые игроки считают, что о всеобщей тенденции перераспределения каналов сбыта говорить рано.

“У одних продавцов фурнитуры стало меньше оптовых покупателей, у других — больше. К примеру, многие крупные производители окон и дверей начали чаще использовать турецкую и китайскую продукцию. У некоторых из них ее доля составляет 10-15% от общего объема используемой фурнитуры”, — уверяет Сергей Калмыков, директор ООО “Модерн XXI” (г. Харьков; производство деревянных, пластиковых и алюминиевых окон; с 1997 г.; около 400 чел.).

Говоря о розничных каналах, игроки рынка отмечают, что в условиях кризиса уменьшается количество специализированных магазинов, благодаря чему растут рыночные доли строительных супермаркетов (в Киеве и крупных городах) и местных рынков (на периферии).

Частично это связано со смещением спроса в сторону нижнеценового сегмента рынка. Хотя если на местных рынках по-прежнему превалирует дешевая турецкая, польская и китайская фурнитура, то супермаркеты постепенно расширяют свой ассортимент.

“В супермаркетах можно найти как дешевую турецкую, так и дорогую немецкую продукцию”, — говорит г-н Павловский. Впрочем, широта их ассортимента во многом зависит от готовности импортеров фурнитуры сотрудничать с супермаркетами.

Пока импортеры идут на уступки (существенные скидки, поставка товара с последующей его оплатой и т.п.), но как только рынок оживет, они потеряют интерес к такому сотрудничеству, и, вполне вероятно, доля специализированных магазинов начнет расти.

“Объемы реализации в специализированных магазинах и количество таких магазинов будут увеличиваться, как только начнет расти спрос на фурнитуру, в первую очередь верхнего ценового сегмента”, — отмечает Александр Белоусов, менеджер по продажам компании “Вега” (г.Донецк; продажа оконной, дверной, мебельной фурнитуры; с 2005 г.; 10 чел.).

Производители и импортеры

Немногочисленные украинские производители позиционируют свои изделия, как правило, в нижнем ценовом сегменте. При этом ассортимент выпускаемой ими продукции, а также объемы производства более чем ограничены.

“Местные производители выпускают в основном дверные ручки, кое-кто делает простенькие замки. По их оценкам, это достаточно рентабельно, к тому же не требует особых затрат и усилий при организации логистики”, — говорит г-н Белоусов.

Получается, приобретая украинские дверные ручки (замки), производители дверей вынуждены докупать фурнитуру у продавцов импортной продукции. К слову, последние не рекомендуют устанавливать фурнитуру разных производителей, поскольку у них отличаются сроки амортизации (стирание покрытия, выгорание на солнце и т.п.).



Так или иначе, покупатели фурнитуры предпочитают импортные изделия (по оценкам операторов, продукция зарубежных изготовителей по-прежнему занимает около 98% рынка фурнитуры в денежном выражении). Кстати, открывать в Украине свои заводы иностранные производители фурнитуры даже в отдаленном будущем не планируют.

Основная причина — производство фурнитуры требует значительного количества квалифицированного персонала, которого в нашей стране, по их утверждению, нет.

Если украинские производители фурнитуры — это редкость, то количество продавцов импортной фурнитуры с каждым годом растет. В кризис на этом рынке попробовали свои силы некоторые средние производители окон и дверей.

“Вполне возможно, что компании, которые закрыли свои производства окон и дверей, после кризиса уже не вернутся к производству, а останутся дилерами более успешных производителей окон, дверей и продавцов фурнитуры”, — добавил Сергей Калмыков.?

Рынок в цифрах

Товар, реализуемый на рынке: оконная и дверная фурнитура (замки, ручки, петли, шпингалеты, раздвижные механизмы и т.д.).

Объем рынка (в розничных ценах): в 2008 г. — около $42 млн, в 2009 г. — около $21 млн, в 2010 г. (прогноз) — $21 млн.

Количество субъектов рынка: около 10 отечественных производителей, более 50 импортеров.

Структура реализации (в денежном выражении): около 2% — отечественная продукция, около 98% — импортная.